live174.ru Кино Авто Знакомства
МЕСТА ОТДЫХА

Спектакли

28 октября 2009

Стойкий "Манекен".Челябинский театр одержал маленькую победу над городской администрацией

Нынешние лето и осень ознаменовались яркими и громкими историями с региональными театрами: то Нижегородский ТЮЗ объявляет голодовку, а потом делится на две части, то гордость Челябинска - некогда студенческий, но уже давно муниципальный театр "Манекен" - оказывается на грани закрытия.

 

Валерий Фокин, худрук Александринского театра и центра имени Мейерхольда, мало того что выдающийся режиссер, но и, вдобавок, незаурядный администратор, в августе в интервью "Российской газете" констатировал: "Практика показывает, что если руководство города или региона не желает, чтобы там был театр, то его и не будет. Поэтому с этой стороны я воспринимаю кризис с большой опаской и тревогой. Поскольку вижу симптомы у чиновников всевозможных ведомств все списать на кризис. Они так и говорят: как вам не стыдно напоминать о деньгах, когда в стране экономические трудности". Эта цитата практически полностью описывает историю, которая приключилась в Челябинске.

Итак, "Манекен" в прошлом - знаменитый студенческий театр, выросший из студии эстрадных миниатюр, уже с начала 1970-х выезжавший на международные фестивали. В 1992 году (мы еще вернемся к этой дате ниже) он получил статус муниципального, в 2000-м переехал в реконструированное здание кинотеатра имени Пушкина. То есть в городе о театре плохо ли, хорошо ли, но пеклись и заботились. Драматический оборот жизнь "Манекена" приобрела в апреле 2009-го, когда мучимая финансовыми заботами городская дума Челябинска начала "оптимизацию отрасли культуры" и "реорганизацию" театра. Сначала финансирование урезали на четверть ("К этому мы отнеслись с пониманием - в кризис всем нужно затянуть пояса", - говорили в театре), а в августе бюджет урезали еще всемеро, и этих денег хватает только на оплату коммунальных услуг. Следовательно, нужно сокращать штат, и его сократили - со 124 человек до 7, причем эти семеро - те, кого по закону нельзя сократить, то есть беременные женщины и молодые матери.

Еще в мае театру удалось добиться внимания к своей судьбе, правда, в одностороннем порядке: письма мэру города Михаилу Юревичу и областному губернатору Петру Сумину писал Александр Калягин, к обоим чиновникам обращались деятели культуры области и представители местной Общественной палаты. Но тщетно: ответа не было. Челябинское агентство "Доступ" в сентябре цитировало Юревича: "Когда люди будут выходить из декрета, вы их сокращайте, но ставку художественного руководителя оставьте, чтобы он занимался с коллективом… Коллектив должен состоять из энтузиастов - чтобы зарабатывали деньги только на зрителях". А "Вечерний Челябинск" приводит еще одну цитату из выступлений градоначальника: "Во времена экономической стабильности перешедший на баланс города студенческий театр "Манекен" финансировался из казны. Но сейчас перед местными властями стоят другие задачи - как в условиях дефицита средств исполнить свои прямые полномочия". Это 1992-то - год экономической стабильности? Ну-ну.

Вообще прямота челябинских чиновников годится, чтобы лечь в основу какой-нибудь остроактуальной трагикомедии или фантасмагории. Вот "Вечерний Челябинск" цитирует первого вице-мэра Олега Грачева: "Встряска была нужна театру… А вообще, я считаю неправильной политику руководства "Манекена". Ведь все же понимают, что кризис. Но можно было прийти и попросить совета, как заработать".

Для тех, кто не знает, что это такое - это театр легендарный. Это был театр-легенда, это был театр-эпоха. Это был один из главных студийных театров страны. Об этом театре ходили слухи по всей стране, театральная Москва говорила о том, что происходит в "Манекене". Я очень хорошо помню, как, будучи в Челябинске на фестивале, мы пытались попасть в "Манекен". Я сидел вместе с московскими актерами из МХАТа, которые во время гастролей выбирали свободный вечер, чтобы попасть в "Манекен" на спектакль.

 

Евгений Гришковец

Челябинск, однако, город большой, и поклонников у знаменитого театра нашлось достаточно много, чтобы организовывать публичные акции. Им удалось собрать 14,5 тысячи подписей в защиту "Манекена". Труппа же устроила "Арт-бессонницу" - ночной марафон в поддержку коллектива, а центральная пресса обратила внимание на происходящее. Так, "Комсомолка" опубликовала открытое и весьма прочувствованное письмо Евгения Гришковца: "Я не думаю, что в какой-то новейшей театральной истории в Челябинске было что-то более значительное и важное, чем театр "Манекен". В тексте содержится небезосновательное подозрение, что городские чиновники новейшей формации просто вообще не представляют себе, что речь идет о "театре-легенде".

К октябрю из Москвы начали сыпаться обращения к областным и городским властям Челябинска, дело приняло нешуточную огласку: открытое письмо, подписанное Галиной Волчек, Петром Фоменко, Марком Захаровым, Сергеем Женовачом, Камой Гинкасом, Александром Ширвиндтом и другими перводвигателями российской сцены, отправилось прямехонько к Дмитрию Медведеву. Несколько столичных и региональных театров взяли на себя смелость и устроили акцию "Минута тишины" в поддержку "Манекена".

В челябинских властных эмпиреях в это время явно начали испытывать неудобство, и трудно предположить, что это заговорила совесть, скорее, звуковая волна по поводу "Манекена" преодолела Уральские горы. Для начала к Юревичу обратился Николай Винниченко, уральский полпред, предложивший содержать театр области и городу в равных долях. Мэр этой идее обрадовался, согласился давать деньги в виде грантов и попросил избавить город от обузы: "Это должен быть независимый, автономный театр. У муниципального учреждения культуры мы можем взять и сменить руководителя. Не считаю, что кто-то из здесь сидящих вправе делать это. Мы в этом не особо разбираемся". Речь, к слову, идет уже не о 20 миллионах рублей, а о 8,6 миллиона, к тому же поделенных пополам между городом и областью.

Наконец, 21 октября началась материализация духов: челябинский губернатор Петр Сумин выделил театру 4,5 миллиона рублей на зарплаты. Юревич пообещал ежегодную субсидию в те же 4,5 миллиона. Другие вопросы остаются по-прежнему нерешенными: как заработать недостающие деньги и каков будет новый статус театра, если его действительно придется менять. Валерий Фокин все в том же интервью "РГ", которое мы цитировали в начале статьи, отмечал: "Я очень боюсь, что под лозунгом "Надо выживать!" в творческом плане в театре многое погибнет. Это не просто перегибы, это очень серьезные вывихи, которые ломают модель репертуарного театра, который и без того ослаблен". Будем надеяться, что "Манекен" выживет: он оказался очень силен и любим.

Юлия Штутина

Lenta.ru

Мнения читателей
Пока еще никто не оставил свое менение здесь. У вас есть возможность быть первым!
Последние
Главное событие Челябинского лета
Гастроли Иркутского...
Опера Давида Тухманова "Царица" в Челябинске
28...
Опера Давида Тухманова "Царица" в Челябинске
...
"Новое дыхание" балета "Ромео и Джульетта"
...
Премьера новогодней сказки "Кот в сапогах" в театре оперы и балета
Стойкий "Манекен".Челябинский театр одержал маленькую победу над городской администрацией
Сирано де Бержерак
Имя Сирано де Бержерака...
Жестокий романс Макса Фриша
Почти каждый человек...
Александр Калягин назвал Татьяну Предеину великой русской балериной
Татьяна Предеина блистала в «Жизели»
В минувшую...
Гастроли театра-студии "Табакерка" открылись спектаклем "Дядя Ваня"
Вечер в куклах
Сначала хотели провести большой...
Пеппи и её семья
Кажется, в этой семье всегда праздник...
Взрослый репертуар театр кукол Челябинска начал с «Мнимого больного»
Египетские тайны русской антрепризы
Редко бывает...

Знакомства и общение

Челябинск, фотоOlesja, 24  (ж)
Мюнхен
Ищу: парня
Челябинск, фотоNatalia, 30  (ж)
Мюнхен
Ищу: парня или девушку
Челябинск, фотоАлександра, 29  (ж)
Мюнхен
Ищу: парня

Наши друзья
[все]

 
Стань соавтором