live174.ru Кино Авто Знакомства
МЕСТА ОТДЫХА

Ночная жизнь

22 декабря 2008

Под тяжестью музыки

В музыкальном отделе обратил внимание на плакат с содержанием не для слабонервных. На огненно-медном фоне немыслимо колючий, отвратительного вида рогатый монстр с пламенными крыльями и стреловидным хвостом рвал когтями человеческую плоть. И под всей этой жутью надпись, истекающая кровью, — Deicide.

Сразу догадался, кто этот рогатый и что за обстановка вокруг. Содержание песен на диске с тем же названием мне показалось понятным, уж больно говорящая картинка. Попросил поставить диск, чтобы убедиться в своих догадках. В мозг ударили рёв электрогитар, надрывный крик и замогильные речитативы, будто мне предоставили туристическое схождение в ад. Сделалось страшно. И страшно интересно. Что это за музыка такая? Кто они, развивающие культуру «тяжеляка»?

В наших челябинских условиях «металлисты» — довольно закрытые люди, но всё-таки довелось с таким человеком встретиться.

Чёрный Волк

Мы познакомились случайно на музыкальном развале. Паренёк просматривал диски с «тяжеляком» так уверенно, что было видно — разбирается. А ведь к этому разделу почти никто не подходил.

Да и продавец сказал, что за «тяжёлой» музыкой редко приходят. И вот такая удача, которую нельзя было упускать. Передо мной стоял настоящий «металлюга». Нет, он не был одет, как мне представлялось, в специальные доспехи.

Ни цепей, ни заклёпанной шипастой куртки из чёрной кожи на нём не было. С виду обычный студент. Разве что на огромном рюкзаке у него был изображён грустный лес и бледнолицый волосатый человек с гитарой.

В горячей спешке хотелось прояснить свои мещанские подозрения. Ведь про них, «металлистов», много чего говорят. Дескать, все «металлисты» увлечены повально сатанизмом и наркоманией, живут в немыслимых коммунах-общагах, где режут кошек в ритуальных оргиях и горланят свои тупые свирепые песни.

На это он просто расхохотался. Такого бреда, дескать, давно не приходилось слышать. Поговорив с ним полчаса, убедился: передо мной умный, начитанный собеседник, тонко разбирающийся в молодёжной музыкальной культуре.

Кстати, учится в ЮУрГУ на пятом курсе лингвистического факультета и ещё ни одной тройки не получил за все семестры. Тоже показатель. Играет на бас-гитаре в маленьком самодеятельном ансамбле, но уверяет, что не музыкант, больше слушатель.

Себя он причисляет к правоверным «металлистам» и согласился сделать для меня краткую экскурсию по стилям «тяжёлой» музыки только на условиях полной анонимности. А своё прозвище всё же назвал — Чёрный Волк. У них, как молодой человек объяснил, полагаются такого рода «погоняла».

Протест! Даже против протеста

В удивительном котле второй половины XX века в сфере культуры варилось всё. Кипучими протуберанцами выплёскивались новые идеи кино, живописи, литературы и музыки.

Особенно в музыке случился настоящий взрыв, из которого вышли новые имена, сформировались новые направления. Молодёжь на Западе начиная с 50 — 60-х годов протестовала против чего-то или за что-то массово и неистово.

Например, против войны во Вьетнаме или за свободу Анджелы Дэвис. Протест стал образом мыслей и образом жизни. Достаточно вспомнить движение хиппи, чтобы стало понятным.

Рок-музыка, по сути, тоже протест, но в рамках искусства. Хеви-метал, отпочковавшись от рока, пошёл дальше в своём суровом радикализме. И, как утверждают многие специалисты, стал прародителем всех последующих «тяжёлых» стилей (cпид, трэш, дэт и прочие через чёрточку метал).

О них уже написаны десятки книг. Чёрный Волк пояснил, что и теперь «тяжёлая» музыка — последнее прибежище против тупости, несправедливости, несогласия с государством, насаждаемой масскультурой, по примитивности близкой быдлу. Протест протестов, в общем.
 
Опасный звук

Но в массы этот вид музыкального искусства дороги пока не ищет. Держится в зоне андеграунда. Причины скрываются, если достаточно просто сказать, в несовместимости массовой культуры, традиционных эстетических ценностей и «тяжёлой» музыки.

Считают, что «тяжёлая» музыка примитивна, бессмысленна, больше похожа на шум и скрежет. И своей необузданной энергетикой отрицательно влияет на молодёжь.

Как пишут исследователи, «способствует нагнетанию депрессивных и агрессивных настроений в душе подростка, что ведёт к нервным срывам и деградации личности».

И те же исследователи добавляют: «Безусловно, нельзя отрицать пагубное влияние монотонного звукового ряда на нервную систему человека (в частности, при регулярном прослушивании групп в стиле дэт, блэк и в родственных стилях может наблюдаться повышение давления у меломана)».

Есть и такие предупреждения: «Многие металллические композиции могут вызывать депрессию и тревогу. Зачастую рок-звёзды эксплуатируют табуированную тематику в своих песнях для завоевания дешёвого авторитета среди подростков, чем подрывают и без того шаткое доверие к металлическому андеграунду».

Неизбежно напрашивается вывод: лицам с повышенной возбудимостью нервной системы слушать «тяжёлую» музыку вообще опасно. Чёрный Волк сожалеет, что есть отдельные бессовестные музыканты, которые начинают гоняться за популярностью, нарушают кодекс. «А это святое», — заметил он.

Слаще симфонии

Признаюсь, наивные в чём-то, но обаятельные позиции кодекса вызвали во мне симпатию, заставили отбросить ханжеское предубеждение против «металлюг».

Страшные накрашенные лица, пугающие одежды, толпа, трясущая «гривами» до тошноты на концертах, — только антураж. В чём его смысл? Наверное, не только произвести пугающее впечатление.

А вдруг это подлинное лицо нашей эпохи, так сказать, звуковой портрет духа времени? Чёрный Волк убеждённо отвергает обывательские рассуждения, что «металл» — примитивная музыка.

Многие «тяжёлые» композиции ни в чём не уступают сложным симфоническим произведениям. Соответственно, и музыканты-металлисты владеют инструментами на высочайшем профессиональном уровне. Попса, большая часть российской эстрады, гораздо примитивнее и, стало быть, по его мнению, вреднее для общества.

Металлический топор

С Чёрным Волком мы продолжали беседу.

— «Металл» — это широкое понятие в музыкальной культуре?

— Очень широкое. Направлений, стилей «металла» очень много, десятки. И их становится всё больше. А основных семь: хеви, пауэр, трэш, спид, готик, дум, блэк и дэт. Между ними нет особенной разницы.

Это порой смысловые нюансы между стилями на уровне текстов, оттенков настроений музыкальных композиций. Но резко отличаются от всех блэкари тем, что они явно пропагандируют идею о том, что нужно совершать зло.

Зло ведь достаточно абстрактное и конкретное понятие. Но якобы многие блэкари тяготеют к злу абстрактному. Среди них есть сатанисты, социопаты. У них особое мировоззрение, и одеваются они по-особому.

Их музыкальные группы можно отличить по накрашенным рожам. Так называемый корп-спейн, что значит «трупогрим». Надевают блэкари на себя железные шипы, пентаграммы, перевёрнутые кресты. Ну, одним словом, сатанюги.

О них существует целая куча книг. По идеалам блэкарей нужно жить в лесу, ходить с топором и поклоняться злым силам.

— Скажи честно, ребята, увлекающиеся «металлом», большей частью такие же успешные, как ты, или нет? Я имею в виду тех, кто социально не адаптировался, считается аутсайдером.

— И нет и да. Многие ребята, кто обращается к «металлу», испытывают депрессию или постоянное плохое настроение, неуверенность в жизни. Кто-то ищет выход для своей ненависти.

Некоторые из них любят порассуждать о суициде, о смерти. Но «металл» здесь ни при чём, всё дело в людях. Кстати, многих как раз заряжает на преодоление трудностей мощь, энергия такой музыки.

Нарваться на рифы

«Металл» возник как экспериментальная музыка и продолжает существовать в непрерывном поиске изобразительных средств. Историки «металла» дружно сходятся, что в течение середины семидесятых шесть новых групп, не успев появиться, начали вводить невиданные до них вещи.

Речь идёт о The Blue Oyster Cult, Thin Lizzy, Judas Priest, Queen, Aerosmith и Kiss. «Джудас Прист» продвигали двух солирующих гитаристов в хеви-метал, «Аэросмит» привнесли в хард-рок блюз, секс и наркотики.

Queen пытались соединить величественные мелодии с элементами прогрессивного рока. Kiss устраивали «живые» шоу, которые иногда представляли собой немного жуткое сценическое действие.

Blue Oyster Cult в течение 70-х были важной частью хард-рок-сцены, комбинируя красивые гармонии 60-х с тяжёлыми гитарными рифами. Что касается энергетики живых выступлений хеви-метал-групп, то тут следует выделить Led Zeppelin c девизом «Даём рок до отпада» (Rock till you drop).

Их концерты длились приблизительно около двух часов. Также блистал колоссальными шоу Элис Купер, известный демонстрациями искалеченных женских манекенов и театральными бутафорскими казнями.

Многие группы стали внедрять театральные специальные световые эффекты в свои шоу, местами задвигая музыку на задний план. Главное было потрясти и захватить зрителя. Но зритель до сих пор норовит изменить своим пристрастиям и всякий раз ждёт чего-нибудь новенького, даже если ударом гитарного рифа почти отшибло мозги.

Кодекс чести

У всякой субкультуры непременными отличительными признаками являются сформулированная идеология и знаковая форма одежды. Чёрный Волк просто и ясно изложил кодекс по пунктам.

Привожу некоторые из них в оригинале:

«1 (главное). Металлист никогда не будет прогибаться перед сильными мира сего и просто сильными.

2 (необходимое). Наивысший приоритет для металлиста имеет металл. Неважно, какой подвид (основные подвиды — это хеви-метал, спид-метал, трэш-метал, пауэр-метал, дэт-метал, дум-метал, блэк-метал и другие). Остальная музыка — по желанию. (Кроме попсы, рэпа и шансона, естественно, — это взаимоисключающие направления)

3. Истинно уважающий себя металлист старается избавляться от своих вредных привычек.

4. Металлист всегда поможет тому, кто просит. (Только не так: «Слышь, ты, пепельницу вытряхни, да?»)

5. Тому, кто попросит: «Слышь, ты, пепельницу вытряхни, да?» — металлист ответит...

6. Если кто будет возникать — смотри пункт первый.

7. Металлист держит обещания и старается не давать невыполнимых обещаний.

8. Металлист старается не лгать ни себе, ни окружающим.

9. Металлист уважает другие субкультуры и первым никогда не проявит агрессии в сторону человека не его субкультуры.

10. Металлист должен хорошо относиться к культурам, схожим с его, то есть к таким неформалам, как панки, рокеры и готы.

11. Металлист никогда не сдастся и не отступит перед своими проблемами.

12. Металлист никогда не попрёт без ОЧЕНЬ ВЕСКИХ причин на себе подобных.

13. Металлист не нападёт первым, если его близким или друзьям ничего не угрожает (добро должно быть с кулаками).

14. Металлист не жалеет о содеянном, он анализирует его.

15. Для металлиста очень важна его свобода. Для каждого, разумеется, своя свобода, но за неё он(а) борется любыми, не нарушая кодекса, путями.

16. Несоблюдение человеком кодекса заставляет задуматься о таком металлисте, причисляя его в класс позёров.

17. Металлист должен придерживаться десяти заповедей, несмотря на его вероисповедание или даже если он атеист».

Мнения читателей
Пока еще никто не оставил свое менение здесь. У вас есть возможность быть первым!

Знакомства и общение

Челябинск, фотоМаша, 33  (ж)
Гамбург
Ищу: девушку
Челябинск, фотоNaser Jakubovic, 29  (м)
Берлин
Ищу: девушку
Челябинск, фотоJakob Maier, 32  (м)
Бад-Киссинген
Ищу: девушку

Наши друзья
[все]

 
Стань соавтором