live174.ru Кино Авто Знакомства
МЕСТА ОТДЫХА

Авторские колонки

25 мая 2009

Искусство мозаики древних шумеров

Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Сейчас сложно восстановить во времени происхождение мозаичной техники. Первые работы, которые мы хоть как-то можем соотнести с понятием мозаики, имеющиеся сегодня в нашем представлении, это мозаики шумерского периода. Древнейшая цивилизация, достигшая своего расцвета в IV тысячелетии до н.э., в области Аль-Джазира, Сирия, и на плодородных равнинах Месопотамии, в долинах рек Тигр и Евфрат. Эта цивилизация просуществовала около тысячи лет.

                                                                                        

Керамические изделия и руины храмов являются следами ее наибольшего расцвета, который можно обнаружить в южной Месопотамии, известной как Шумер, и заселенной народом, который стал называться в честь этой местности шумерами. Об этом народе мир узнал после археологических находок англичанина Лэйарда, извлекшего из-под руин в Ниневии ассиро-вавилонскую библиотеку с текстами на неведомом языке, и после раскопок в городе Лагаше, связавших этот язык с народом Шумера, не упомянутом в старозаветных текстах. Шумеры оказались древнейшим народом, обитавшим на юге Двуречья уже между неолитом и энеолитом. Они заложили здесь основу цивилизации, постепенно ассимилировались и спустя два тысячелетия полностью растворились среди народов Месопотамии.

                                                            

Традиция изображать богов, вождей, а затем и царей, существовала у шумеров, по-видимому, всегда. Мифические сюжеты, сцены из жизни шумерской знати изобиловали бытовыми подробностями – образцами одежды, дворцовой мебели и элементами храмовых интерьеров – всем тем, что было известно мастерам не понаслышке.

                                                                                         

Во времена древних шумерских династий в полной мере получила развитие техника мозаики, то есть  инкрустация вырезанных изделий ракушками, слоновой костью или другими материалами, которые прикреплялись к глиняной или деревянной основе, покрытой смолой. Так создавались сцены, которые наносились в качестве декорации на предметы повседневного пользования, такие как мебель или музыкальные инструменты. Мозаичные панели украшали также стены храмов, располагаясь рядом с другими украшениями, выполненными в рельефе или металле. Тематика их была разнообразной и охватывала как военные, так и мифологические или повседневные сцены. К этому времени относятся декорированные кусочками цветной мозаики вазы с простыми геометрическими узорами.

                                                                                    

В IV тысячелетии появилась монументальная архитектура. В Уруке найдены остатки нескольких храмов, среди которых особый интерес вызывает высокая сырцовая платформа, служившая основанием так называемому «Белому храму» (название дано по белой обмазке его стен). Здесь закладываются уже все те принципы, которые в дальнейшем будут характеризовать зодчество Передней Азии. Стены платформы не гладкие: возможно, что разделка стен повторяла внешность примитивных хижин, сделанных из вязок тростника и имевших благодаря этому ломаную линию профиля. Сама идея высокой платформы, служащей основанием храму, впоследствии (в 3 тысячелетии до н.э.) найдет свое дальнейшее развитие в зиккурате - культовом, прихрамовом сооружении, а также в дворцовом строительстве.

                                                                                    

Существенный интерес представляет также и другой храм, открытый в Уруке, выполненный в совершенно ином духе. Эта монументальная постройка со стенами, обработанными в виде полуколонн, возведена на каменном основании. Здание украшено пестрой мозаикой из разноцветных шляпок глиняных гвоздей, вставленных в сырцовую стену здания. Шляпки образуют ковровый рисунок, возможно, имитирующий плетеный узор циновки, украшавшей раньше стены тростниковых хижин. Это древнейший образец применения полихромной инкрустации в монументальном зодчестве Двуречья.

                                                                               

О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов III тысячелетия до н.э. дают представление развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.), посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. В архитектуре храма были использованы колонны, инкрустированные цветным камнем и перламутром. В оформлении здания, кроме инкрустации стен, были использованы деревянная, покрытая чеканными медными листами, скульптура (статуи быков, рельефы) и мозаичные фризы из перламутра и шифера (сцены дойки коров, изготовление масла и др.). Мозаика, заменявшая в искусстве Шумера живопись, и скульптура из меди органично сочетались с архитектурой храма.

                                                                                          

Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа были выполнены, как и все другие скульптурные украшения Эль-Обейда, из дерева, покрытого по слою битума медными прочеканенными листами. Инкрустированные глаза и высунутые языки, сделанные из цветных камней, придавали этим изваяниям яркий красочный облик. Вдоль стены, в нишах между выступами стояли очень выразительные медные фигурки идущих быков. Выше поверхность стены украшали три фриза, находившиеся на некотором расстоянии один от другого: горельефный с выполненными из меди изображениями лежащих бычков и два с плоским мозаичным рельефом, выложенным из белого перламутра на черных шиферных пластинках. Таким образом, создавалась цветовая гамма, перекликавшаяся с окраской платформ. На одном из фризов были довольно наглядно изображены сцены хозяйственной жизни, возможно, имевшие культовое значение, на другом - шествующие вереницей священные птицы и животные.

                                                                                          

Техника инкрустации была применена и при выполнении колонок на фасаде. Одни из них были украшены цветными камнями, перламутром и раковинами, другие - металлическими пластинками, прикрепленными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками.

                                                                                    

Главный жрец, нередко являвшийся одновременно и царем, набирал из  ремесленников себе мастеров, умевших построить достойную царя мебель. Такие сведения содержатся в отчете об археологических раскопках древнего храма в поселении Аль-Убейд, находившегося в четырех милях северней города Ура. Исследователи нашли там остатки деревянной колонны храмового портала. Пальмовый ствол колонны за пять тысячелетий превратился в тлен, на котором, однако, сохранился опавший мозаичный декор, набранный из кусочков смальты и ракушек на тонком битумном слое, тоже превратившемся в пыль. Реставраторы перенесли узор на новую деревянную основу и реконструировали первоначальный облик инкрустированной колонны. Так появился убедительный экспонат, свидетельствующий о высоком мастерстве шумерских мозаичистов и об их умении выгодно использовать дешевые поделочные материалы, включая раздробленные раковины моллюсков, обитавших в водах Персидского залива. Этот факт как бы подсказывает нам, что шумерские мастера, орнаментировавшие мозаикой деревянные колонны, вполне способны были применить свое умение при украшении предметов царского обихода.

                                                                                                  

Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика и другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствует хорошо сохранившийся погребальный инвентарь так называемых «царских гробниц» 27 - 26 вв. до н.э., открытых в Уре. Находки в гробницах говорят о классовой дифференциации в Уре этой поры и о развитом культе мертвых, связанном с обычаем человеческих жертвоприношений, имевших здесь массовый характер. Роскошная утварь гробниц мастерски выполнена из драгоценных металлов (золота и серебра) и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.). Особенной высоты достигает искусство золотых дел мастеров в изображении животных, о чем можно судить по прекрасно выполненной голове быка. Обобщенно, но очень верно передал художник мощную, полную жизни голову быка; хорошо подчеркнуты раздутые, как бы трепещущие ноздри животного. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, белки глаз из раковин. Изображение, по-видимому, связано с культом животных и с образом бога Наннара, которого представляли, судя по описаниям клинописных текстов, в виде «сильного быка с лазурной бородой».

                                                                                                             

На кладбище города Ур найдены многочисленные музыкальные инструменты. Арфы оформлены головами животных, декорированными мозаикой: голова быка, бородатого быка, коровы или вороны. Среди находок – арфа царицы Шубад (Багдад, Иракский музей), которая являет нам изящные стены фантастических животных, украшающие резонантную коробку. Такое большое количество музыкальных инструментов с мозаичными или скульптурными изображениями, говорит нам о том, что люди развивали изящные искусства

                                                                                     

На древнем царском кладбище Ура английский археолог Леонард Вулли в 1930-е годы нашел подземные мавзолеи и в одном из них он  обнаружил “Царский штандар Ура”. На деревянных плитах покоятся мозаичные композиции, изображающие сцены войны и мира из жизни великого царя. Фрагмент “штандарта из Ура” сейчас находится в Британском музее в Лондоне. Мозаика выполнена из перламутра и раковин, а также цветного известняка и твердых камней; прикрепленных к основе из битумной смолы. На этой мозаике подробно описана жизнь золотого века города Ур. Кусочки известняка различных цветов граничат с прекрасной ляпис-лазурью. На фоне ляпис-лазури неоднородных тонов, от темно-голубого до светло-голубого, выступают скульптурные фигуры. На сценах, посвященных военным действиям, изображены повозки, превращенные в грозные военные орудия, с четырьмя массивными колесами, с четырьмя впряженными ослами. Боевой колесницей управляет возничий, держащий поводья, а позади него стоит солдат, мечущий маленькие копья с каменными или металлическим наконечниками. Медь в то время была самым известным, а потому самым используемым металлом.

                                                                                                              

Впереди первой боевой колесницы мы видим пешего воина, карлика, который следовал за царской охраной, и людей, в обязанность которых входило ношение личных вещей царя и присмотр за его собакой. Перед царем идут пленники, обнаженные, со связанными руками. На второй полосе изображена армированная пехота, в металлических шлемах и в длинных белых плащах. За ними идет легкая пехота, одетая в более короткие одежды и с легким оружием. На последней полосе — группа колесниц, полных солдат, и копья демонстрируют мощь шумерской армии. На другой панели, также выполненной из дерева, изображен царь в короткой набедренной повязке из клочьев овечьей шерсти; он пьет вино в честь победы вместе со своими придворными и семьей. Его окружают слуги, а певец и музыкант ублажают их слух веселой музыкой. В сцене пиршества мастер разместил участников пира, служителей и музыкантов в ряд из тринадцати фигур. У левого края поместил на троне царя.  Следующим в этом ряду изображен взрослый сын царя, так же сидящий на троне с бокалом в руке, и перед ним поставлен еще один дворцовый слуга. Фигуры царя и его наследника крупней остальных участников пиршества, и, следовательно, значительней. Мозаичные изображения передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей. Тематика этого «штандарта», призванного прославить военную деятельность правителей, отражает военный характер государства.

                                                                        

Таким образом, мозаичное искусство в его зачаточном состоянии было известно людям около 5 тысяч лет назад. Благодаря драгоценному свойству мозаики – ее долговечности, до наших дней дошел ряд подлинных произведений древних художников. Изучая эти памятники, мы глубже  познаем культуру  народов далекой древности и восхищаемся высоким художественным мастерством исполнения, красочным богатством и подлинной декоративностью. Они продолжают оказывать свое эстетическое воздействие и в наше время.

                                                                                        Татьяна Дюгурова    /r/?http://live174.ru/

Мнения читателей
30.09.2008 13:29
Шумеры...Это так давно...IV тысячелетие до нашей эры...Но, молдцы, столко уже умели делать!
Последние
Как укладывать керамическую плитку, кафель для пола, стен. Укладываем кафель на кухне и в ванной
ИНСИ: Ностальгия по первому миллиону или ка «кинуть» православного батюшку, чтобы поправить дела холдинга
Гадания под Рождество
Как нагадать миллион долларов...
«Люди, тише!». группа SCREENSHOT !
30 октября в...
Умер король поп-музыки Майкл Джексон
Король поп...
Влюбленный тенор
Певец накладывает тональный крем...
Искусство мозаики древних шумеров
Искусство мозаики...
ВЕЛИКОЛЕПИЕ МОЗАИКИ СОФИИ КИЕВСКОЙ
Перенесемся...
«Самая привлекательная часть тела у женщины – мозги» - Андрей Важенин,
Вечер памяти музыканта Вени Дркина
Веня - человек...
Тарас Бульба Гоголя - гимн бандитизму?
В начале...
Можно ли не праздновать 8 марта?
В религиоведении...
Что мы празднуем 8 Марта?
В 2000 году без особой...
Бальные танцы - это не просто профессия, а образ жизни
Марк Захаров — о Малюте Скуратове, Столыпине и Сталине

Знакомства и общение

Челябинск, фотоRussiagirl, 23  (ж)
Бремен
Ищу: парня
Челябинск, фотоZlatan, 33  (м)
Роттенбург-на-Лабере
Ищу: девушку
Челябинск, фотоAngelika, 26  (ж)
Берлин
Ищу: парня

Наши друзья
[все]

 
Стань соавтором